Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:07 

Jim Moriarty, hi!

Sova_Bu
A sight from under the wings
Я очнулась после Стар Трека с невероятным голодом по Бенедикту и "Шерлоку". И пошла в сотый раз пересматривать любимое кино. Медленно, со вкусом.
Потом где-то в комментариях к постам про Хана мы споткнулись о Джима Мориарти. А потом я пересмотрела "Большую игру".



(утащено у enerjax)

Если кто-то забыл, как Моффат и Гэтисс объясняли появление именно такого Мориарти, можно почитать, например, вот этот материал годичной давности.

А я тут мысленно полистала галерею известных мне образов профессора и хмыкнула. Ну посудите сами.

Вот Мориарти с Холмсом-Рэтбоуном катаются в кэбе.



Вот Мориарти сердится на Холмса-Бретта, который не дал ему украсть Джоконду.



Вот совершенно не производящий на меня впечатления профессор из фильма Ричи



(по-моему, даже Марк Стронг в первом фильме куда более годился по типу и смыслу... ну хорошо, я просто люблю Стронга ))



Ну и наконец Виктор Евграфов из нашего фильма, по-своему уникальное воплощение - по-моему, в нем много общего с оригинальным образом Сидни Пейджета.






Короче, я на них поглядела, и мне стало... смешно. Нет, я ничего не имею против классической трактовки образа. И даже не очень классической - как у Масленникова. Я даже ничего не имею против стандартного "клише" - Мориарти-профессор с приятными манерами и в очочках. Но мне кажется, что создатели фильмов часто упускают из виду один важный момент.

Антагонист такого масштаба, как Мориарти - это фигура, сопоставимая с Холмсом. Они связаны взаимным интересом, они несколько лет изучают друг друга, они похожи, наконец.

Помните, в школе, на литературе, мы обсуждали тему двойников? Разбирали, как один герой является тенью, прямым или инвертированным образом другого? Любопытная, кстати, тема, жаль, что в школе мы еще слишком глупые, чтобы по-настоящему прочитывать текст.

Так вот, Мориарти - это зеркало Холмса. Воплотить его образ достоверно и сильно удается, если держать эту мысль в голове.
Кстати, одна из проблем второго фильма Гая Ричи, по-моему, как раз заключается в том, что Холмс с Мориарти не складываются в пару, не соотносятся, не отражаются. Такое ощущение, что авторы просто хотели придумать злодея. Тогда зачем снимать с полки именно Мориарти?

А еще можно вспомнить, что и зеркала, и отражения бывают разные.

"Вы ошиблись только в знаке, - говорит наш боксирующий Холмс в первой серии Ватсону. - Нужно было поставить плюс, а вы поставили минус."

Ежику понятно, что просто приставив к любому из Холмсов минус, Мориарти мы не получим. Наш профессор - отражение, но качественно искаженное - настолько, чтобы отшатнуться в ужасе, и узнавая, и страшась.

Именно это притяжение разноименных, но равных по весу противников очень логично приводит к их одновременному взаимоуничтожению: "они вместе упали в пропасть, так и не разжав смертельных объятий".

Над чем же я смеялась? Да над тем, что ни один из классических Мориарти никогда не сможет стать зеркалом Шерлоку Бенедикта. К этому растрепанному образу "великого сыщика" и зеркало-то не знаешь с какой стороны приставить. Заметьте, кстати, что естественное "зеркало" Холмса, Майкрофт, в "Шерлоке" его не "отражает", они слишком разные.

И тут появляется Джим Мориарти. Хай!

Я в сотый раз смотрела "Большую игру" и просто тащилась от того, насколько Джим идеально подходит Шерлоку - роскошное, узнаваемое, абсолютно кривое и пугающе точное отражение. Шерлок рисуется - Джим кривляется. Шерлок распутывает преступления, двигаясь от результата к исходным посылкам, а Джим сочиняет преступления, двигаясь от исходных посылок к желаемым результатам. Шерлок палит в стену - Джим взрывает дома.

Попробуйте придумать другого героя, с которому Шерлоку будет нескучно.

Just tell me, what are we dealing with?
Something new.


Одна из красивейших идей этого фильма, на мой взгляд, это функция Мориарти в сюжете.
Дойлу гений преступного мира был нужен, чтобы уничтожить Холмса. Сценаристы "Шерлока" используют Мориарти для того, чтобы привить своему герою, лишенному этики, элементарные этические нормы.

Канонический Холмс по определению живет "на стороне ангелов". "Большую игру" в "Шерлоке" я сильнее всего люблю в те моменты, когда начинаю бояться самого Шерлока. Он не видит, где кончается реальность и начинается зазеркалье, и спокойно расхаживает между мирами так, словно границ просто нет. И никто кроме Джима не способен показать ему, где проходит граница. Никто не способен заставить его выбрать тот самый знак, плюс или минус - здесь бессильны и Майкрофт, и Джон, и Лестрейд. Чтобы научить Шерлока "различению духов", нужен шок. А шок - это Джим.

И мы получаем Эндрю Скотта. Я давно выучила весь финал "Игры" наизусть, и теперь каждая реплика Джима звучит у меня в ушах, словно музыка. Я совершенно не помню, как это выглядит в озвучке, а диалог Джима с Шерлоком - один из тех случаев, когда озвучка при просмотре категорически не рекомендуется. Не из-за Бена, его можно наслушаться и в других местах. Из-за Эндрю.
Потому что соответствие его мимики и голосовых трюков в этой сцене идеально, тонко и хрупко. Не знаю, что видят и слышат люди, которые смотрят "звук от ОРТ": клоунаду? манерные глупости? Я слышу ровно то, что вложено актером и сценаристами: мгновенные переходы от смешного до жуткого и обратно. Настоящий контрастный душ, виртуозная игра.

Как бы там ни было, Эндрю Скотт заслужил свою БАФТУ. Даже если Бен заслужил ее больше )))

Пойду помедитирую над Рейхенбахом...

@темы: personal, Sherlock BBC / Шерлок

URL
Комментарии
2013-07-09 в 14:09 

Addeson
Falcon in the Dive
Если можно, небольшое замечание) Как говорил сэр Артур своему родичу Хорнунгу, писавшему о воре-джентльмене Раффлзе, "нельзя делать преступника героем", поэтому и в самом первом канонном варианте - "Последнее дело" - профессор уже не равен Холмсу тем, что принадлежит к "темной стороне Силы", следовательно, проигрывает ему вполне логично и предсказуемо. Это не благородный злодей по типу Хоупа, которого можно и осудить и оправдать, - сэр Артур не зря подчеркивает его "врожденную склонность к жестокости", что невольно заставляет вспомнить полковника Морана, сравнимого с "кривым деревом". В "Пустом доме" неравенство становится еще более показательным - Холмс отпускает друга по ложному вызову из гостиницы, но сам профессор приводит на место действия стрелка (кажется, в нашем фильме это было описано удачной фразой "я рано приписал Мориарти благородство" ). Абсолютно равен Холмсу профессор может быть лишь в смерти, что прекрасно отражает финал у водопада в его первой версии: честная и "джентльменская" борьба за выживание злодея и героя, окончившаяся вничью. Пожалуй, на мой вкус это неравенство лучше всего было показано в нашей серии фильмов - вспомним нож в руках профессора и его одновременную принадлежность как высокому, академически-философскому миру, так и миру преступности, что явственно заложено в образе. В более ранних экранизациях профессор весьма романтизирован, хоть и со знаком "минус" - впрочем, равенство между ним и Холмсом действительно наблюдается не всегда: Лайонел Этвилл, к примеру, начисто подавляет Бэзила и в "Секретном оружии", и в других совместных кинолентах) Сам Бэзил называл лучшим исполнителем профессора, с которым ему довелось сыграть, Генри Дэниелла из "Женщины в зеленом", с чем я склонна согласиться хотя бы по той линии, что их манера исполнения и характеры подходят, а не противоречат друг другу. О "Шерлоке" я говорить не буду, так как не знаток)
...интересны, к слову, параллели и между канонными профессором и старшим Холмсом - сэр Артур очень любит двойников, и в том же "Случае с переводчиком" можно взаимно сравнивать внушительное число персонажей)

2013-07-10 в 00:52 

Sova_Bu
A sight from under the wings
Addeson, спасибо за развернутый комментарий ))
Говоря о том, что Мориарти - зеркало Холмса, я не имела в виду их действительное равенство. Разумеется, этика Дойла и его героев не позволит рассматривать злодея наравне с героем, первый априори на ступеньку ниже (пока писала этот пост, постоянно проглатывала теологические ассоциации, но все же: в отношениях классических Холмса и Мориарти, разумеется, нет подлинного дуализма, как нет его в отношениях бога с дьяволом ))
А вот последующие интерпретации классических образов уже более вольны: чем свободнее становится мир, тем более его увлекает обаяние преступного гения )) Это касается не только нашего канона: в последнее время читателей и зрителей больше интересуют сложные характеры негодяев, чем скучные положительные герои. Отчасти поэтому мне так любопытен "Шерлок": создатели спустили Холмса с пьедестала непогрешимой "положительности", зато в отражение ему выбрали существо, романтизировать которое весьма непросто (хотя многие конечно пытаются).

интересны, к слову, параллели и между канонными профессором и старшим Холмсом
Хм, любопытное наблюдение, подумаю над этим ))

URL
2013-07-10 в 02:59 

Addeson
Falcon in the Dive
Пожалуйста) Мне всегда больше нравились отрицательные герои, но в случае ШХ, как ни странно, симпатии всегда находились на стороне Майкрофта - впрочем, профессор и полковник занимают свою нишу)
Сэр Артур действительно делает профессора несколько инфернальным: здесь и внешность, и "змеиные" повадки, и, конечно, роль абсолютного зла и самого серьезного противника Холмса. Вплоть до серии с Рэтбоуном профессор таковым и оставался - полуготическим злодеем в той или иной степени, к примеру, в фильме 1922 г.: далее следуют вариации)
Параллели между профессором и Майкрофтом действительно существуют - первое, что приходит на ум, их обоюдный талант в вычислениях и склонности к политике и государственной службе: "Переводчик" определенно предвосхищает "Последнее дело", и в этом рассказе их связь становится тем больше интересной и очевидной)

2013-07-10 в 10:03 

Sova_Bu
A sight from under the wings
Addeson, вы так "вкусно" ссылаетесь на старые фильмы, что я ловлю себя на желании их раскопать и посмотреть )) Никогда всерьез не заглядывала в эту сторону шерлокианы, а ведь наверное стоит...

URL
2013-07-10 в 13:43 

Addeson
Falcon in the Dive
Наверное, я так много говорю о них потому, что занимаюсь классическим кинематографом и знаю его гораздо лучше) У меня в дневнике по тэгу ШХ всегда найдется несколько рецензий на фильмы-книги - если будет интересно, заходите)

2013-07-10 в 13:50 

Sova_Bu
A sight from under the wings
Addeson, да, я уже вчера полюбопытствовала, и спасибо за приглашение ))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Rabbit Hole, Baker Street and Deep Diving

главная